Мнение
В тренде

КАКАЯ ПРЕССА НУЖНА ОБЩЕСТВУ?

Всё чаще мы замечаем, как велико влияние современных средств массовой информации. Интернет и социальные сети, телевидение, радио и газеты – все они, сегодня колоссально увеличили свой объём информации. Иногда мы попросту не успеваем разобраться в новостном потоке и доверяем исто-чникам, которые популярны или привычны. Действует простой, но неприложный закон: чем больше информации производится – тем большее её потребляется. Вместе с тем, политики и продавцы, которым нужна поддержка социума, как способа существования, делают сегодня все, чтобы интернетконтент и печатное слово звучало в их интересах…

В этой статье я буду говорить много, и хочу, чтоб меня услышал, прежде всего, взрослый читатель. Бытует мнение, что тот, кто владеет информацией управляет обществом. Можно ли тогда предположить, что каждый из нас имеет такую возможность в равной степени? Конечно нет! И все потому, что владеть информацией и принимать к сведению написанное — это две разные вещи. К сожалению, сегодняшние тенденции склонны не к развитию доброго ремесла журналистики, а, наоборот, к использованию его, а вернее сказать – эксплуатации этой профессии в корыстных целях. Манипуляция информацией — главный способ в борьбе за человеческое сознание.
Все мы знаем, что создание различных статей, эфиры на радио, съёмки рекламы и другие маркетинговые решения, могут работать вовсе не для того, чтобы снабдить людей важной и полез-ной информацией. Всё больше их существование определяется необходимостью продать то, без чего можно обойтись, избрать того, кого выбирать, возможно, не стоит, бесцеремонно выливать на людей информацию, которую, по крайней мере, перед обедом, нам знать неполезно…

По сути, журналистика, оставаясь средством массовой информации, сегодня все больше используется, как инструмент пропаганды, рекламы и манипулирования обществом.
В печати коммунистической эпохи это также было реализовано и укладывалось в простую формулу: “Печать есть не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор масс”. Надо отдать должное, — на протяжении многих десятилетий советская печать была превосходным проводником идей и векторов КПСС, причем не только с идеологической, но и чисто с профессиональной точки зрения. При этом, сегодня очевидно, что многие идеи советской эпохи, её нормы морали, воспитания, были не так уж плохи и вредны для человека, если не сказать больше. Линия партии весьма тщательно готовилась пройти сквозь умы населения. Привлекались достойные представители литературы, музыки, изобразительного искусства, гении про-паганды, «худсоветы», «культпросветы», цензура и прочие фильтры, которые порой жёстко ограничивали, свободу мысли, слова и даже веры. Но, все же, откровенное непотребство не имело доступа к массовому сознанию…

Сегодня в России возможность вещать на сколь угодно широкую ауди-торию доступна практически всем. Это важнейшее конституционное право граждан на свободу совести, мысли и слова и этим достоянием мы дорожим. Но, как и насколько ответственно сегодня СМИ и социальные платформы в сети влияют на мировоззрение людей?

Далеко ходить не нужно. Стоит уделить внимание видео или постам отдельных блогеров, как они становятся объектами подражания, их привычки становятся общепринятыми, их поведение пытаются копировать, более того, даже вещи люди готовы покупать, как и у них. Однако, среднестатистическая «звезда ютуба» — это вовсе не положительный герой, не легендарный Серёга Бодров с вопросом «в чём сила, брат?», не образец мужества, самоотверженности или доброты… нет… Он просто что-то надел или совершенно снял, разбил, сглупил, покалечил, преступил черту и сделал это смехотворно или эффектно. Одним словом — банальный информационный раздражитель на уровне инстинктов, сиюминутный случай хайпа, который, как цепная реакция порождает желание повторить и превзойти. Сегодня всего несколько постов в социальных сетях могут в одночасье получить «миллионный тираж» и сделать человека «гадким утёнком», превратив его в изгоя общества или напротив — возвеличить низменное. Уже несколько лет подряд одними из самых популярных телеграм-каналов в нашей стране являются ресурсы, на которых откровенно демонстрируются сцены убийства, гибели в ДТП, и другие кадры 18+. Любопытная миллионная аудитория подписчиков позволяет соб-ственникам этих СМИ монетизировать людскую трагедию и зарабатывать на рекламе, отлично продающейся на фоне человеческого горя.
Да, это не новое, но безусловное свидетельство того, что СМИ обладают колоссальной возможностью производить влияние на психику людей и, в особенности, — молодых. С помощью СМИ сегодня не заставляют подчиняться, чтобы совершить, СМИ — теперь искусно подводят человека к необходимости сделать поступок добровольно, по собственному, созревшему внутри человека желанию.

Перед нами в полный рост встаёт вопрос о социальных функциях прессы. Сегодня нужно заново осознать: зачем обществу вообще нужна журналистика, каковы основные, стратегические задачи СМИ в социуме? Какому уровню качества и пользы должна соответствовать её работа? Есть ли мо-ральные ограничения?

Мне представляется, что в российском обществе пресса не должна являться простым и бессознательным передаточным механизмом информации от случая, политики, коммерции или даже искусства к населению. Принцип социального взаимодействия в здоровом обществе таков, что журналисты в нём призваны быть мощным и естественным субъектом гражданских отношений. С развитием у нас демократических начал в жизни людей и государства, должно происходить постепенное упрочение новой, социально ответственной модели прессы — и это не мо-жет не означать коренного изменения её функций в общественно-политической жизни. Если пресса будет лишена личного человеческого мнения и способности к объективной критической оценке, будет кричать, как «велика Артемида эфесская» на каждом углу, согласно плану партийных праймериз, популяризировать то, что щедро оплачено или даёт трафик, но молчать там, где нужно возвысить свой голос — тогда истина, на которую должны опереться наши граждане при принятии решений, будет оставаться в тени, а действительность — жестоко искажаться. Пресса должна служить народу, а не правителям. Говорить там и тогда, где и когда молчание приводит к разрешению недозволенного.

Мне вспоминается первый официальный лозунг, принятый одной из центральных американских газет The Washington Post. Он гласил: «Демократия умирает во тьме». Эту фразу популяризировал журналист-расследователь Боб Вудворд в недалёком 2007 году, в статье, критикующей распространение государственной тайны на темы неудобные для властей США. И ведь не поспоришь! Но во что сегодня превратилась американская пресса, которая до сих пор претендует на образец демократии? Бесконечно и глупо смакуя внутреннюю новостную повестку, она в массовом порядке позволяет себе плясать под дудку Белого дома, скрывая, искажая и откровенно подменяя информацию о событиях, происходящих за пределами штатов. Но не это ли сейчас прямо влияет на будущее людей в мире? Мне представляется, что замалчивание – один из самых страшных грехов журналистики, фактически являющийся предательством профессии.
Сегодня поражает даже не попытка американских СМИ «потерять» громкое интервью Карлсона, или враньё в украинском вопросе, как и в других кровавых делах США, ни наглая травля журналистов, написавших правду о взрывах на «Северных потоках». Поражает годами развивающаяся и, уже ставшая системной, античеловечная, циничная работа американских СМИ, которая подаётся, как щит мировой демократии. Поразительно, но сегодня о свободе слова кричат те, кого лишили права на свободу мысли, за рамками, установленными госдепом США! Заявлять о равенстве рас и поддерживать моральную норму на гендерные извращения и «третий пол», болтать о свободе личности и кропотливо обсуждать новый «гуманный» вид смертной казни азотом, довести свободу религии до раскола между консервативными христианами и «прогрессивными» безбожниками, выступая за создание церкви сатаны и внесения её в реестр официальных религий – все это деградация общечеловеческих ценностей, производимая, в том числе, журналистами.

Западный мир сегодня ярко иллюстрирует то, до чего реально готова скатиться часть населения планеты, в полной уверенности, что так у большинства людей и это норма! Вы думаете, я утрирую? Но, пожалуй, меня поймут те, кто знает, что «окно в мир можно закрыть газетой», как справедливо утверждал польский поэт Станислав Ежи Лец.

Какая же пресса нужна российскому обществу? Очевидно, что у нас действительно другой путь. Русский человек не всеприемлющий, он размышляющий и внутренне постоянно тяготеющий к справедливости. О нашем опыте свободы всё сказано в произведении, которое называется «Преступление и наказание». «Тварь ли я дрожащая или право имею?» — это тот вопрос, на который отвечать правильно обязано каждое поколение россиян. Это наш тест на русскую совесть, ведь мы с детства научены тому, что цель не всегда оправдывает средства. Это лучший вопрос, который может задать себе публикующий журналист.

Да, быть может, я идеалистка. Быть может, эту статью наш читатель прочтёт и улыбнётся наивности моих мыслей. Но я верю, верю твёрдо, что кого-то она коснётся, ведь даже самая маленькая, незначительная и на мгновенье вспыхнувшая искра означает, что тьма не безусловна!
Мы будем писать сегодня так, как считаем нужным! Мы будем проливать свет на то, что хочет жить и действовать в темноте! Наш читатель, несомненно, будет вооружён силой фактов, возможностью выбора и правом на свободную прессу!

Людмила Кричевская

Показать Больше

Добавить комментарий

Кнопка на вверх