О дивный новый мир…
Наша спецоперация на Украине, на мой взгляд, абсолютно вынужденная, вызвала в Европе и США настоящую истерику и совершенно неадекватную реакцию. Иногда даже складывается впечатление, что Европа частично готова пожертвовать самым дорогим, что у нее есть, — своим благополучием, лишь бы помешать России. И, конечно же, США готовы без колебаний пожертвовать для этого как благополучием Европы, так и последним украинским солдатом.
По старой памяти, США и Евросоюз выдвигают России разного рода требования и ультиматумы от имени мирового сообщества, которое они уже давным-давно не представляют, да, собственно, и никогда не представляли. В этом плане был очень показателен твит МИД Китая, на котором была представлена карта мира без тех стран, которые не участвуют в антироссийской истерии. Одинокие островки США и их сателлитов ну никак не тянули на этой карте на «весь мир».
К сожалению, настоящее мировое сообщество, которое находится за пределами США и Западной Европы, локальными конфликтами не удивишь, в том числе и сравнительно недавними и очень кровавыми — так, например, в ирано-иракском конфликте в 80-х годах прошлого века погибло более 700 000 человек, война в Руанде между народностями хуту и тутси в 90-х годах унесла жизни более миллиона человек. Турки воюют с курдами, Саудовская Аравия — с хуситами, число жертв в Афганистане после пребывания там американцев вообще трудно поддается подсчетам. Югославия, Ливия, Ирак, Израиль и Палестина — список вполне достаточный, чтобы только им занять всю статью. Поэтому можно сказать, что весь мир, по крайней мере большая его часть, с явным или неявным сочувствием наблюдает за нашей спецоперацией, проходящей на Украине, поскольку огромное количество стран и народов в мире имеют обиды и претензии к США и странам Западной Европы, которые, по историческим меркам совсем недавно, в некоторых случаях до середины XX века, были настоящими, официальными колонизаторами, а неоколонизаторские, совершенно бесцеремонные замашки сохранили и до сегодняшнего дня. Да и не забыло настоящее мировое сообщество ни нравы колонизаторов, ни то, насколько можно доверять их речам.
После разрушения СССР у некоторых политиков сложилось впечатление, что в мире осталась только одна сила, которая теперь может не считаться ни с кем, и международное право не то что уж совсем умерло, но впало в какой-то анабиоз до лучших времен, а осталось только право сильного. Особенно ярко это было видно на примере нашей страны, прежде всего в вопросе продвижения НАТО на восток и целой цепи «оранжевых» переворотов в зоне наших жизненных интересов — территории бывшего СССР, Восточной Европы, ряда стран Азии, в общем, по периметру наших границ. Причем ни в расширении НАТО, ни в «оранжевых» переворотах не было никакой реальной необходимости, и они происходили по принципам «я здесь хозяин» и «есть два мнения — одно мое и другое, неправильное».
Откуда уходили мы, туда приходили они, — Восточная Европа, Афганистан и даже территории бывшего СССР, стремительно ставшие в 1991 году «независимыми государствами» и столь же стремительно признанные в таком качестве странами Запада. И вот наконец дошло до того, что отступать нам стало просто некуда.
Но, так или иначе, конфликты не могут продолжаться вечно. Рано или поздно они заканчиваются, и приходится закреплять их результаты, как это просто блестяще сделал Советский Союз после Второй мировой войны, резко, в разы увеличив свою сферу влияния, и стал одним из двух столпов послевоенного мироустройства, продолжавшегося до его разрушения.
XX век стал веком расцвета международного права, поскольку в мире появились два устойчивых и ответственных полюса силы — СССР и США, плюс сформированные ими блоки, ставшие его гарантами. Фактически все вопросы на земле были подконтрольны этим двум блокам, а сил у каждого хватало для гарантированного уничтожения противника, поэтому приходилось договариваться. При этом разность идеологий, как ни странно, не только не сдерживала, а, напротив, только усиливала этот процесс, поскольку это была конкуренция двух мощных Систем, уважающих силу друг друга, а не внутривидовая конкуренция, которая, как мы знаем из мира животных, самая жестокая и беспорядочная.
Уверен, нечто похожее нам предстоит и в ближайшей исторической перспективе, если, конечно, события не пойдут по тому сценарию, которого уж точно никто не хочет. Я уверен, что конфликт на Украине одной Украиной не закончится и станет, да, собственно, и уже стал, новой страницей в борьбе против мирового неоколониализма. Такое впечатление, что для стран Запада стало открытием, что в мире кроме них еще живут люди, и у них тоже могут быть жизненно важные интересы, с которыми нужно считаться. Говоря современным языком, нас ждет весьма существенное переформатирование всего мира, всей мировой политики, всех норм и правил.
Земля, как оказалось в XX веке, довольно маленькая и довольно хрупкая планета, и жить на ней в серьезной исторической перспективе можно только тогда, когда все уважают друг друга и никто не пытается вести себя как слон в посудной лавке. Например, та же Польша может как угодно далеко идеологически и политически расходиться с нами, но при этом физически не станет дальше от нас ни на метр. Нравится или нет, но придется и дальше жить бок о бок. А значит, придется договариваться. И создавать новые нормы международного права взамен отживших. Уверен, после закрепления в новом удивительном мире будущего новых политических блоков по аналогии с блоками СССР и США эти блоки станут гарантами новой системы международного права, в которой разговаривать друг с другом с позиции силы будет просто невозможно.
А значит, придется создавать новые наднациональные структуры вместо той же дискредитировавшей себя ОБСЕ, которая вместо безопасности и сотрудничества в Европе просто занималась откровенным давлением и унижением нашей страны, где нас постоянно отчитывали, как нашкодивших школьников, что мы, по их мнению, недостаточно демократичны. Возможно в перспективе даже появление некоего аналога ЕСПЧ, но это уже если все совсем хорошо пойдет, и об этом загадывать рано.
Но что важно уже сейчас — мы должны вести себя в этих структурах совсем по-другому, как раз примерно так, как вел себя Советский Союз. Мы должны принимать активное участие в их создании, активно интегрировать в них наши правила и говорить в них четко, ясно и громко о своих интересах. Более того, мы должны будем доминировать в этих организациях. Ведь такие структуры — всего лишь механизмы, инструменты, и вопрос в том, как их использовать. Приведу пример: ВТО, а особенно ее предшественник ГАТТ (генеральное соглашение по торговле и тарифам), создавалась как типичный инструмент неоколониализма, но через некоторое время Китай стал настолько силен, что теперь он задает там тон и правила, и даже США подумывали всерьез, особенно при Трампе, не выйти ли из этой организации.
Такова специфика международных организаций — сильных они делают только сильнее. Что касается слабых, то до недавнего времени они становились в них слабее, хотя, на мой взгляд, тоже имеют право на учет их интересов, что в стратегической перспективе правильно.
В любом случае Россия точно не должна замыкаться в себе, а совсем наоборот. И уверен, новая роль (хотя новое в данном случае — даже незабытое еще старое) России будет очень востребована в новом мире. Время диктует нам интереснейшую эпоху неожиданных альянсов и внезапных исторических поворотов. У нас есть все шансы нагнать упущенное историческое время. Конец истории, о котором писал не слишком дальновидный философ Фукуяма, откладывается всерьез и надолго. Назад пути нет. Только вперед!
Авторы: