Банк ВТБ на днях заявил о новой мошеннической схеме получения доступа к аккаунтам граждан на порталах государственных услуг. В начале злоумышленники под предлогом отправки заказного письма просят назвать код из смс от госпортала, затем они перезванивают вторично под видом восстановления доступа к уже якобы взломанной учетной записи сервиса госуслуг.
Проблема телефонного мошенничества кажется нам неизлечимой. Все знают, что нужно быть начеку, однако преступный оборот краденых у россиян средств год от года только растёт.
Свежая схема, которую вывили специалисты банка ВТБ выглядит так: злоумышленники звонят по телефону с неизвестного номера, представляются сотрудниками госструктур, сообщают о наличии заказного письма, например, от налоговой службы и спрашивают, на какой адрес отправить уведомление — электронный или почтовый. В случае, если жертва соглашается получить уведомление, ее просят для оформления заявки назвать проверочный код. Далее на телефон поступает сообщение от государственных порталов с текстом «код восстановления доступа» к учетной записи.
Через несколько минут мошенники перезванивают, представляясь сотрудниками тех же госпорталов, сообщают, что ранее собеседнику звонили мошенники, и запрашивают персональный код под предлогом восстановления доступа к учетной записи на них. В этот момент человек становится жертвой дальнейшего обмана.
«Сейчас мы наблюдаем активный рост числа атак в гибридном формате — когда мошенники совмещают методы социальной инженерии и взлом аккаунтов пользователей. По нашим данным, такие звонки составляют уже 30% от общего числа атак. Подобные схемы стали особенно распространены в период уплаты налогов, что делает их еще более опасными«, — говорит старший вице-президента банка ВТБ, руководителя департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
Схема действительно простая и наглая, распознать её нетрудно, но среди житейской суеты и повседневных задач мы, порой, действительно теряем бдительность. На территории Московской области уже есть жертвы такой преступной махинации.
Еще раз напомним нашим читателям ключевые правила противостояния телефонному мошенничеству:
- Никогда не сообщать свои персональные и банковские данные по телефону (личные или финансовые данные, номера документов и договоров, информацию о банковском счёте, номера кредитных карт или пароли);
- Быть скептичным и внимательным. Относиться к неожиданным звонкам предвзято с подозрением и проверять личность звонящего, прежде чем продолжать беседу. Не сообщать коды из смс и личные данные незнакомцам;
- Удостоверяться в личности звонящего. Если человек утверждает, что он из какой-либо компании или организации, спросить его имя, название отдела и номер обратного звонка.
- По возможности использовать определитель номера, преодолевающий анти АОН оператора;
- Не отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счёт деньги, а при получении таковых — сразу блокировать такой номер в телефоне;
- Не доверять звонкам и сообщениям о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно если за этим следует просьба о перечислении денежных средств.
Редакция